Как сделать чтоб работал яндекс


  • Драма «Движение вверх» о победе советских баскетболистов на Олимпийских играх 1972 года стала самым кассовым фильмом в истории кинопроката России и СНГ. Это первая российская картина, заработавшая в прокате 2 миллиарда рублей: на нее было продано 6,5 миллиона билетов. БигПикча нашла фотографии и биографии реальных советских игроков, которые показаны в фильме, и сравнила их с исполнителями ролей.

    zzz

    Спонсор поста:

    Исторические неточности в фильме

    «Движение вверх» создано по мотивам одноименной книги Сергея Белова, олимпийского чемпиона 1972 года и одного из главных героев фильма. Поскольку картина художественная, многое в ней показано не так, как было на самом деле. Разумеется, во время Олимпиады в Мюнхене не было трехочковой зоны, а баскетболисты не могли делать броски сверху, повиснув на кольце. В СССР это считалось неуважением к сопернику, а в студенческой лиге США, с представителями которой играли советские баскетболисты, слэм-данки до 1976 года были запрещены правилами. Однако создатели картины объяснили, что без таких бросков она была бы недостаточно зрелищной, и они понимали, что столкнутся с критикой.

    «Люди насмотрелись нарезок Майкла Джордана уже 20 лет назад. Это трюковая составляющая игры, и на данном этапе 90% интереса — к ней. И мы не могли, несмотря на то, что у нас речь идет о 1972 годе, пренебрегать этим. Мы должны были сделать зрелище».

    Режиссер Антон Мегердичев в эфире «Эха Москвы»

    После теракта палестинских боевиков советская делегация не собиралась отказываться от участия в финале Игр, никто не готовил по этому поводу документов и не собирал пресс-конференций. Стоял вопрос о том, будет ли после случившегося продолжаться Олимпиада в целом, но решали это организаторы Игр и Международный олимпийский комитет, а не советские чиновники. Накал противостояния Гаранжина с чиновниками усилен, пресс-конференция, где новый тренер обещает обыграть США, выдумана, а интерес советских людей к баскетболу сильно преувеличен: в 1972 году в «Советском спорте» той победе посвятили лишь один небольшой материал, да и прямой трансляции из Мюнхена в стране не было.

    Особенно недовольны фильмом остались вдовы тренера Владимира Кондрашина и баскетболиста Александра Белова. Кондрашина рассказала, что обижена на создателей за то, что они не узнали у родственников героев, хотят ли они съемок, а только показали готовый сценарий, и он их не устроил: «В нем такие гадости были написаны, что я даже заболела после того, как его прочитала».

    Тренеру команды создатели фильма сменили фамилию на Гаранжин, чтобы избежать конфронтации с родственниками покойного Владимира Петровича Кондрашина. «Я подписала документ, что не хочу, чтобы в фильме использовали нашу фамилию. Думаю, сам Петрович был бы против этого. Когда он уходил из жизни, он меня попросил: «Никаких книг про меня не пиши, и никаких фильмов чтобы не снимали». Он как предчувствовал, что если уж поставят, то напишут такое… Или же он понимал, что если написать всю правду, то не будет интересно», — объяснила вдова великого тренера.

    «Я после прочтения этого сценария два месяца вообще не спала, у меня волосы поседели, честное слово. Это такая чушь. Единственное, что там совпадает с реальностью, — это победа в Мюнхене. Все остальное — не то. Я потребовала, чтобы из фильма убрали сцены, где мой муж спекулирует валютой. Их убрали, в сценарий внесли некоторые коррективы. У некоторых героев изменились имена: например, Кондрашина сделали Владимиром Гаранжиным. Но суть осталась прежней».

    Евгения Кондрашина

    Несмотря на правки сценария, герой фильма ведет себя не как образцовый советский гражданин: не доверяя отечественной медицине, пытается вывезти больного сына на операцию в Австрию, а во время матча с Кубой на Олимпиаде находится не в себе и даже не следит за счетом.

    Евгения Кондрашина и Александра Овчинникова (Белова)

    Режиссер Антон Мегердичев рассказал, что общался со вдовами героев во время съемок и у него сложилось впечатление, что они «о чем-то договорились».

    «Ни один человек, который делал “Движение вверх”, не ставил себе целью обидеть и оскорбить… Наоборот, хотели возвысить и сделать героев из команды, и они шли до последнего, чтобы найти какой-то контакт. Мы позволяли себе менять время и место событий. Да, в 1972 году Александр Белов не был болен, но в 1974 году был. Когда вы делаете блокбастер, миф, легенду, сценарист обязан сконструировать историю, которая за два часа должна захватить, заставить плакать, смеяться, это жанр такой».

    Все это не значит, что к созданию драмы подошли небрежно: съемочная группа консультировалась с оставшимися в живых игроками, их родственниками и детьми (правда, часть из них осталась недовольна), а победный матч Мегердичев посмотрел около 500 раз! На площадке работали не только артисты, но и настоящие баскетболисты, и каждый эпизод снимали дважды: со спортсменом и актером. На монтаже сцены соединялись, чтобы создать иллюзию, что в кадре работают люди, которые всю жизнь занимались баскетболом.

    Актеры Александр Ряполов и Кузьма Сапрыкин с прототипами их героев — Алжаном Жармухамедовым и Иваном Едешко

    Ставить баскетбольные сцены помогал сын легендарного Сергея Белова Александр, он же редактировал сценарий там, где речь идет о тренерской работе. Вот как о работе с ним рассказывает Антон Мегердичев: «Каждый эпизод был написан мною словами, потом постановщик баскетбола Александр Белов, сын легендарного Сергея Белова, все это читал, говорил: “Что ты тут понаписал”, и мы с ним придумывали это, как балет. Каждую связку баскетбольную мы снимали с шести камер, а потом в них вплетали те или иные реакции». Эта работа заняла больше месяца.

    В кино сделан акцент всего на семи игроках и двух тренерах, но ребят в команде было двенадцать: №4 Анатолий Поливода, №5 Модестас Паулаускас, №6 Зураб Саканделидзе, №7 Алжан Жармухамедов, №8 Александр Болошев, №9 Иван Едешко, №10 Сергей Белов, №11 Михаил Коркия, №12 Иван Дворный, №13 Геннадий Вольнов, №14 Александр Белов, №15 Сергей Коваленко. Главный тренер — Владимир Кондрашин (в фильме он стал Гаранжиным), его помощник — Сергей Башкин.

    Владимир Кондрашин, 1929-1999

    По мнению знакомых с Кондрашиным людей, он был совсем не таким, как исполнитель его роли на экране.

    «Особенно резали взгляд его нелюдимость, угрюмость, погруженность в себя. Порой интровертность Петровича приобретала и вовсе странные формы. Например, он мог промолчать весь минутный перерыв в игре! Никто никогда не знал элементарной информации организационного плана — когда тренировка, в котором часу автобус и т.д. Все ходили и спрашивали друг у друга — к Кондрашину лишний раз подходить не хотели…»

    Сергей Белов о Кондрашине в книге «Движение вверх»

    По фильму тренер не доверяет отечественной медицине и пытается вывезти больного сына на лечение в Австрию, а во время матча с Кубой ведет себя странно и не следит за счетом. Юрий Владимирович Кондрашин действительно был болен детским церебральным параличом, но Евгения Кондрашина рассказала журналистам, что их сыну не делали никаких операций и он на всю жизнь остался прикован к инвалидному креслу: в фильме же после победы сборной мальчик встает на ноги. По сюжету, тренер сначала копил деньги для операции, а потом сделал выбор между тем, чтобы отправить сына на лечение за границу, и помощью Александру Белову. Белова Кондрашин считал своим вторым сыном и до конца боролся, чтобы его спасти, но сам эпизод полностью выдуман.

    «Я сказала: “Петрович в гробу перевернется, если я подпишу этот сценарий”».

    Актер Владимир Машков

    Народный артист России и лауреат многих профессиональных премий в представлении не нуждается. Его работа понравилась Евгении Кондрашиной, даже несмотря на ее негативное отношение к фильму.

    «Владимира Петровича Машков сыграл хорошо, я люблю этого актера, мне не противно было смотреть и даже приятно. Он, конечно, немножко не попал в образ, но это только самые близкие могут понять».

    Сергей Белов, 1944-2013

    Сергей Александрович Белов был не просто лидером советской команды — он был настоящей суперзвездой мирового баскетбола. Его знают даже люди, далекие от спорта. У него был непростой, но лидерский характер и невероятная работоспособность. Достаточно сказать, что в этом матче Сергей Белов набрал 20 очков из 51 на всю команду, это самый ценный игрок предыдущего чемпионата мира и автор книги «Движение вверх», по которой была снята картина. «Не знаешь, что делать с мячом, — отдай Сереге. Он знает», — говорит в фильме тренер.

    Кроме золота на Олимпиаде, Белов завоевал три бронзовые награды — в Мехико, Монреале и Москве, дважды стал чемпионом мира и четырежды — чемпионом Европы. В 1989 году уже в роли тренера он получил бронзу на чемпионате Европы, а затем серебро на чемпионатах мира в 1994 и 1998 году. Позже Белов был президентом клуба NEBL, главным тренером мужской студенческой сборной России на Универсиаде-2009 в Белграде (серебряные медали), возглавлял Федерацию баскетбола России. В 1980 году он зажигал огонь на Олимпийских играх в Москве, в 1991 году был признан лучшим среди игроков, выступавших за свои национальные сборные (без учета игроков НБА). Годом позже Сергей Белов стал первым неамериканцем, вошедшим в баскетбольный Зал славы.

    Сергей Александрович Белов умер на 70-м году жизни, 3 октября 2013 года в Перми. Похоронен на Ваганьковском кладбище рядом с могилой тренера Александра Гомельского.

    «Тот, кто научится побеждать соперников и побеждать обстоятельства, вполне способен задержаться на спортивной вершине на многие годы и добиться по-настоящему значимых спортивных результатов. Думаю, большинство профессиональных атлетов так и делают и имеют все основания быть довольными собой и получать благодарность своей страны и своих болельщиков. Но у них есть риск не попробовать самого главного в спорте. Это главное — победа над самим собой.

    Множество раз, задыхаясь во время кросса, обливаясь потом под 150-килограммовой штангой, начиная очередную тысячу бросков, я задавал себе один и тот же вопрос. Еще более драматично он возникал после тяжелых игр, в которых соперники били меня жестоко и беспощадно — хотя и все равно проигрывали. Зачем? Зачем мне все это нужно? Почему именно я?

    Правильно ответить на этот вопрос можно, лишь преодолев себя. И поняв, что истинная награда за годы тренировок и выступлений — это не гонорары, не признание публики, даже не олимпийские медали. Главная награда — это обретение свободы. Свободы от собственных страхов и комплексов, от мнения окружающих и сложившихся стереотипов. Свободы, которая дает непередаваемое чувство восторга и полета, гармонии, единения с богом и людьми. Свободы, ради одной которой и стоит жить на земле».

    Сергей Белов в книге «Движение вверх»

    Актер Кирилл Зайцев

    Кирилла Зайцева широкая публика знает по роли Казимира в фильме «Гоголь» и Федора Раскольникова в «Троцком». Интересно, что актер в фильме носил усы, хотя фирменным знаком Сергея Белова они стали уже после мюнхенской Олимпиады.

    Когда шла подготовка к съемкам «Движения вверх», Зайцев работал в Рижском театре и сначала пришел на пробы на роль Модестаса Паулаускаса, потому что в Прибалтике искали актера с литовским акцентом. Сыграть Белова ему предложили уже позже — именно тогда Зайцев понял, что очень хочет поработать в этом проекте и начал тренироваться: «Даже если мне не выпадет честь сыграть Сергея Белова, я буду в хорошей физической форме».

    Михаил Коркия, 1948-2004

    Михаил Шотаевич Коркия был одним из самых молодых в команде. Ему было 24 года, и он выступал в амплуа атакующего защитника в «Динамо» (Тбилиси). В сборной над ним взял шефство Зураб Саконелидзе, и они стали друзьями на всю жизнь. Коркия отлично защищался и в финальном матче доказал это еще раз. Кроме отменной защиты он аккуратно проявил себя в атаке — 4 подбора и 4 очка. Для быстрого резкого Коркия, который славился своим горячим темпераментом, было очень важно сыграть именно аккуратно, и он почти справился. Не сдержался лишь раз, когда ответил на жесткость со стороны американца Джимми Брюэра. Обоих удалили с площадки, и Михо сильно расстроился, но тренеры были довольны и даже сказали, что это один из лучших ходов, который Коркия мог сделать на площадке: Брюэр был сильнейшим в своей команде, так что размен был в пользу СССР. К тому же Брюэр играл и центра, и тяжелого форварда — его было труднее заменить, чем Коркия.

    Михо был душой компании, и его все любили, но нередко подшучивали над ним. Вот что вспомнил Александр Болошев впоследствии:

    «Вспоминается маленький, но очень смешной эпизод, который случился накануне Игр в Мюнхене в серпентарии — музее змей бразильского города Сан-Паулу. С каким чувством мы осматривали экспонаты этого заведения, думаю, догадаться не сложно. Искусные чучела гигантских питонов, шкуры пятиметровых анаконд, живые змеи, яд которых способен убить человека в одну секунду… Идем в полной тишине, кожей ощущая сильнейшее напряжение, повисшее в воздухе. И в этот момент Ваня Едешко, главный шутник в команде, чуть-чуть приотстав, провел рукой по голени Коркия и громко зашипел. Описать, что после этого произошло, у меня просто не хватает слов. Зато ужас, охвативший Мишу, заставил его в мгновение вспомнить весь грузинско-русский словарь мата, который он успел освоить в свои неполные тогда 25. Едешко досталось по полной программе, зато общий хохот снял напряжение до конца экскурсии».

    Как настоящий горец, свою будущую жену Коркия украл, хотя ее родители были против брака. Баскетболист увез девушку в Ленинград к товарищу по команде Саше Белову и держал там до тех пор, пока будущие теща с тестем не сдались. Манана Коркия потом не скрывала, что кража состоялась при ее непосредственном участии и согласии. Супруги душа в душу прожили всю жизнь, у них было две дочери.

    Коркия окончил Грузинский политехнический институт, год работал старшим тренером мужской команды «Динамо» сначала в Тбилиси, а затем в Москве. В 1984 году он вернулся в Грузию и сел в тюрьму за предпринимательскую деятельность. Освободился бывший баскетболист в 1987 году стараниями друзей и прежде всего Зураба Саканделидзе. Был совладельцем футбольной команды «Торпедо» (Кутаиси). В последнее время занимался бизнесом. Умер в 2004 году, через две недели после друга Зураба.

    «Сако когда играл — режимил. А дальше грузинские дела. Каждый считает долгом с тобой вина выпить. Какой организм выдержит? После похорон Сако звоню в Тбилиси Мише Коркия, слышу убитый голос: “Потеряли мы друга…” — “Ты сам-то как?” — “Да ничего”. Вскоре в Олимпийском комитете говорят: “Коркия скончался”. Отвечаю: вы перепутали, умер Сако. С Мишей я три дня назад общался. “И Коркия тоже…” Сердце».

    Алжан Жармухамедов в интервью «Спорт-Экспрессу»

    Актер Отар Лорткипанидзе

    Лорткипанидзе — пятый слева. Для актера это первый фильм, и информации о нем в интернете пока немного. На его герое создатели фильма сделали больший акцент, чем на Зурабе Саканделидзе: он и сестру замуж выдавал, и родственников его показали. В целом грузинские актеры и съемки в горах придали фильму особую душевность.

    Зураб Саканделидзе, 1945-2004

    Разыгрывающему защитнику тбилисского «Динамо» Зурабу Александровичу Саканделидзе было 26 лет. Это был один из самых скоростных игроков за всю историю баскетбола: стометровку он бежал на уровне сборной страны по легкой атлетике. Сако, как называли его в команде, был дружелюбным, жизнелюбивым и при этом умным и серьезным парнем. Имел высшее техническое образование. В той олимпийской команде он был вторым разыгрывающим, но принес много пользы. К удивлению многих наблюдателей, Кондрашин выпустил его в стартовом составе, и в начале матча они вместе с Сергеем Беловым просто разорвали соперников. Кстати, последний фол был именно его.

    После завершения карьеры игрока Саканделидзе четыре года тренировал тбилисскую команду, а затем легко нашел себя и в послеспортивной жизни. Химик по образованию, он в разные годы руководил крупными промышленными предприятиями Грузии, а в 1995 году стал владельцем чайной фабрики. В 2003 году от болезни почек умер его сын, и в 2004 году не стало и отца. Саканделидзе было всего 58 лет. У него был цирроз, и он перестал бороться с болезнью. Постоянно говорил о том, что не хочет больше жить, хотя рядом были жена Мацаца, дочка Кэто, внуки. Умер на руках жены, не приходя в сознание. Его похоронили рядом с сыном на Верийском кладбище, на панихиде 12-тысячный Дворец спорта в Тбилиси был переполнен.

    «Безусловно, одним из лидеров в сборной на протяжении ряда сезонов был Зураб Саканделидзе, Сако. Еще его называли “князь”, причем не в насмешку, а с некоторым оттенком уважения и признания его своеобразного аристократизма. Зураб действительно обладал характером и манерами грузинского аристократа старой закваски — независимый (в этом мы с ним были похожи), с немалой долей апломба, самодостаточный. Было впечатление, что он, не сомневаясь, разделяет распространенное у грузин мнение об избранности их нации.

    В команде Сако практически ни с кем не общался, а если общался, то “сквозь зубы”. Поначалу эта заносчивость меня раздражала. Впрочем, как и всегда, профессионализм и главная цель — победа команды — брали верх над эмоциями, и на площадке у нас абсолютно не было проблем во взаимоотношениях. А позднее, в 1973-м, мы и вовсе чуть ли не стали с ним друзьями. На попойке по окончании чемпионата Европы мы с ним впервые за много лет разговорились и, так получилось, без лишних слов, по-мужски, выяснили, что относимся друг к другу с глубоким уважением. Сако сказал, что всегда ценил мой твердый характер, немногословие, надежность, игровые достоинства. Примерно тем же ответил ему и я.

    Так, незадолго до завершения спортивной карьеры Саканделидзе я узнал, что имел в лице этого заносчивого грузина чуть ли не самого надежного товарища из всех, с кем меня сводила спортивная судьба».

    Сергей Белов

    Актер Иракли Микава

    Актер окончил Тбилисский театральный институт имени Руставели, а до «Движения вверх» снимался в сериалах «Керчь» и «Тифлис».

    Алжан Жармухамедов, родился в 1944 году

    Мать Алжана Мусурбековича Жармухамедова была русской, отец казахом, но родился и начал карьеру он в Узбекистане, поэтому его считают своим сразу три государства. Это первый олимпийский чемпион и среди узбеков, и среди казахов. После окончания школы он два года работал на заводе и повредил пальцы, затем учился в Узбекском государственном институте физической культуры, играл за ташкентскую команду СКА. Потом был привлечен в сборную СССР и стал чемпионом Европы.

    Жармухамедов дважды пытался перейти в алма-атинский «Буревестник», но его возвращали в Ташкент. Спор за талантливого баскетболиста между двумя республиками решила Москва: он 10 лет выступал за ЦСКА. Закончил он в команде «Университет» (Ташкент) в 1981 году. Очень спокойный, надежный, грамотный центровой. Он действительно играл с большой близорукостью — минус 5, «на ощупь», удивляя товарищей по команде, и одним из первых начал играть в линзах.

    — После Олимпиады в Мюнхене пользовался контактными линзами. Их по спецзаказу вытачивали из оргстекла. Жесткие, неудобные — месяца полтора я привыкал, обливаясь слезами.

    — На площадке выпадали?

    — Постоянно. Как-то под щитом толкнули, линза выскочила. Я склонился над паркетом. Гомельский закричал: «Судья, стой!» Всей командой шарили по полу. Наконец протягивают. Несусь в раздевалку, чтоб промыть, быстро вставляю — и понимаю, что линза треснула. Видно, наступили. Деваться некуда — доигрываю так. Острые трещины натерли сетчатку.

    Интервью Алжана Жармухамедова «Спорт-Экспрессу»

    В 1973 году в багаже Жармухамедова нашли револьвер. Откуда он там взялся, до сих пор до конца неясно.

    — Весной 1973-го сборная проводила турне по Америке. В Нью-Йорке нам предложили оставить вещи в офисе баскетбольной федерации, и мы укатили дальше — Перу, Панама, Коста-Рика. Через три недели на обратном пути похватали сумки — и в аэропорт. Свою даже не открывал, сразу сдал в багаж. А в Шереметьеве поняли, что будет тотальная проверка.

    — По каким признакам?

    — Таможенников и пограничников было гораздо больше, чем в обычные дни. Перед досмотром в урне обнаружили три пакета, перетянутых желтоватым пластырем. В одном пистолет «Беретта», в другом — патроны к нему, в третьем — гипертонические браслеты, которые в Союзе продавались на ура. Я не вез ничего запрещенного. Увидел, что меня встречают жена с сыном, и чуть ли не первым направился к таможеннику. Расстегиваю молнию на сумке — а там пистолет.

    — Тоже «Беретта»?

    — «Смит и Вессон» 22-го калибра. Тогда я не разбирался, потом узнал. Боже, что началось! Меня завели в отдельную комнату, примчался комитетчик, допрашивали до утра. Вывалили из пакетов «Беретту» с патронами: «Ваши?» — «Нет!» Вот здесь я обратил внимание на желтоватый пластырь. Накануне, когда сидел у доктора, в номер заглянул один игрок, взял целый рулон. Хотя в поездки мы брали с собой белый пластырь.

    — Как проходил допрос?

    — Интересно. Расспрашивают о турне, соперниках и как бы между прочим: «Какой калибр?» Снова серия отвлекающих вопросов, и вдруг: «Откуда патроны?» Всё в таком духе. Постоянно на слове пытались поймать. В военной прокуратуре, куда потом таскали, было то же самое. Говорю: да я бы уже сто раз спалился, если б действительно что-то знал!

    Интервью Алжана Жармухамедова «Спорт-Экспрессу»

    После окончания спортивной карьеры Жармухамедов пять лет работал тренером в Группе советских войск в Германии, затем был направлен в алма-атинский СКА на должность тренера спортивного клуба по пулевой стрельбе. Уйдя из большого спорта в 2002 году, Жармухамедов остался в Москве, тренировал мужскую и женскую команды Московского гуманитарного университета. Вместе с сыном Владиславом создал детско-юношеский баскетбольный клуб «Лаурус». Оба его сына стали профессиональными баскетболистами: младший Сергей даже вошел в штаб тренера Дэвида Блатта, а сейчас работает скаутом ЦСКА.

    Сейчас знаменитому баскетболисту 73 года, и он до сих пор тренирует детей в московской школе №2107: «Чем дома сидеть, лучше буду учить ребят играть, пока здоровья и сил хватает. Если хотя бы сотню детей привлеку к баскетболу, привью им любовь, оторву от курения, алкоголя, наркотиков — уже будет хорошо».

    Перед съемками «Движения вверх» Жармухамедов отправил СМС: «Сценарий домусолил. Довольно много неприятных моментов». Однако потом картина ему понравилась.

    «Фильм интересный, увлекательный. Авторы, конечно, выдумали что-то от себя, но они имели на это право. Все-таки фильм художественный, а не документальный. Самое главное, что они смогли передать драматизм того финального матча. Моя супруга, с которой мы в кинозале сидели рядом, плакала. Я у нее спрашиваю: “Лариса, ты чего? 45 лет же прошло”. А она отвечает: “Я вернулась в тот день, в ту ночь, когда мы сидели дома и никак не могли узнать результат матча”. Жены игроков перезванивались между собой, звонили на телевидение, на радио, но никто ничего не знал. Они так и провели всю ночь в ожидании. Мы тоже практически не спали. И только на следующий день, в час дня узнали, что мы чемпионы. Тогда и начали праздновать».

    Исполнитель роли Александр Ряполов

    Ряполов не профессиональный актер, а баскетболист из Челябинска. Зато с прототипом своего героя Алжаном Жамухамедовым он был знаком еще до съемок — неудивительно, что роль удалась. «Он достаточно строгий к себе человек, и во мне тоже это присутствует. В нем есть принципиальность, и, мне кажется, в фильме она тоже показана. Человек, который имеет честь, доблесть и при этом восточную мудрость», — рассказал Ряполов.

    Он попал на пробы случайно, как друг Александра Сергеевича Белова: актеры готовились к съемкам на баскетбольной площадке, Ряполов решил поиграть с ними и побросать штрафные. Там его увидел режиссер и предложил сняться в фильме, даже еще не зная, в какой именно роли (возможно, сыграло роль то, что двухметровые актеры — редкость и найти их непросто). Предполагалось, что Ряполов сыграет Коваленко, но потом травмировался актер, выбранный на роль Жармухамедова, и Мегердичев предложил Ряполову его место. Баскетболист удивлялся: «Как же он будет меня играть, он же светловолосый». Но спортсмен поменял прическу, сбросил 12 килограммов мышц, позанимался актерским мастерством с преподавателем. В фильме из него делали даже не русского казаха, а индейца — так его называет один из американцев, и об этом же напоминают детали одежды персонажа вроде куртки с бахромой.

    Модестас Паулаускас, родился в 1945 году

    Капитаном команды и одним из опытнейших игроков был Модестас Феликсович Паулаускас. Он выступал на позиции легкого форварда, хотя был универсальным игроком: мог и забросить, и побороться на щите, и отдать передачу. В Литве баскетбол не просто игра, а настоящая религия. Хотя это не очень большая страна, в ней много великих баскетболистов, и Модестас Паулаускас среди них. Он стал третьим литовцем, получившим олимпийское золото (перед ним награды для страны завоевали волейболист и боксер.

    Всю карьеру, с 1963 по 1976 год, Модестас провел в родном «Жальгирисе», позже год тренировал каунасский клуб. Он бронзовый призер Олимпийских игр, двукратный чемпион мира, четырехкратный чемпион Европы. В 1976 году на прощальный матч Паулаускаса приехала сборная СССР, а сам баскетболист сыграл по тайму за «Жальгирис» и сборную СССР. Такой чести могла удостоиться только настоящая звезда не только СССР, но и Европы.

    В фильме Паулаускас показан антисоветчиком, намеренным сбежать за границу. На самом деле это собирательный образ, необходимый для конфликта, — реальный Паулаускас славился невероятной работоспособностью и фанатичной преданностью сборной. Он был лидером команды во второй половине 1960-х годов и одной из самых почитаемых фигур в родной Литве. Сам игрок не в обиде на вымысел: «Если бы было так, как было на самом деле, фильм мог бы получиться сухим».

    После завершения игровой карьеры Паулаускас работал с молодежными сборными Анголы, СССР и Литвы, преподавал на кафедре физического воспитания политехнического института в Каунасе. С 1993 года работал директором спортивной школы в городе Йонишкис и тренером одноименной баскетбольной команды из второго дивизиона Литвы. С 2005 года баскетболист дважды в неделю тренирует школьников в Краснознаменске (Калининградская область): «Сюда меня гонит ностальгия по моей советской юности. Я хочу слышать русскую речь и помогать ребятам».

    «Мы никогда не выясняли отношений. Моя замкнутость и прибалтийский менталитет Модестаса в данном случае прекрасно сочетались. Конфликты между нами можно пересчитать по пальцам. Первый приключился, когда на моей первой тренировке в сборной Паулаускас умышленно бросил мяч мне в лицо. Позднее я узнал, что это его привычная манера обращения с новичками.

    Были у Модестаса черты, которые мне были неприятны. Например, мне всегда претила его манера обращения с “молодыми” — злая, грубая, некрасивая. Кроме того, он не самым лучшим образом реагировал на свою всенародную славу на родине. В Литве его буквально носили на руках, а демонстрация всеобщему любимцу обожания через стакан у литовцев также весьма в почете. Отказывать почитателям в совместных застольях у Моди получилось плохо. Из-за этого он достаточно рано закончил играть.

    В мюнхенском финале Модестас нам не помог. Не то чтобы совсем не помог, но сыграл явно не в меру своих возможностей. Причин этому могло быть несколько. Перед Олимпиадой он только-только восстановился после тяжелой травмы — рвал ахилл. 193 сантиметра Паулаускаса против двухметровых и мощных третьих номеров американцев были, конечно, недостаточными. Но главную роль, думаю, сыграло тактическое построение Кондрашина, избранное им для финала, — легкий состав, в котором Моде не нашлось места.

    Уверен, что непопадание в старт в олимпийском финале, к которому литовец шел на протяжении многих лет упорного труда, было для него, при его амбициозном характере, настоящей трагедией. Когда обсуждались возможные перспективы переигровки финала, был, я знаю, единственный человек, который этого хотел, — Модя. Своим вкладом в олимпийское золото он не мог быть удовлетворен. Он никому не говорил об этом, но мне не обязательно было это слышать. Я его знал как облупленного».

    Сергей Белов

    Актер Живинас (Джеймс) Тратас

    Литовец Тратас снялся в нескольких сериалах и в фильме «Перевал Дятлова». Хотя Модестас Паулаускас приезжал на съемочную площадку и провел недолгий разговор с командой, Джеймс Тратас и сам ездил к нему в Литву. Там они вместе читали и оценивали сценарий.

    Иван Едешко, 1945 года рождения

    Еще одним консультантом фильма стал автор золотого паса и гордость Беларуси Иван Иванович Едешко. Кондрашин сделал его основным разыгрывающим в команде, благодаря чему Иван получил свой звездный час. Со своими 195 сантиметрами роста он мог играть чуть ли не с центра, но вместо этого разыгрывал и делал это хорошо.

    Выступал за «Спартак» (Минск), СКА (Киев) и ЦСКА. Восьмикратный чемпион СССР, обладатель Кубка европейских чемпионов. В составе сборной Советского Союза стал олимпийским чемпионом, чемпионом мира, двукратным чемпионом Европы. Позже тренировал ЦСКА и сборные СССР различных возрастов. С ним сборная СССР заняла первое место на чемпионате мира — 1982, второе на чемпионате Европы 1987 года. С 2000-го Едешко — главный тренер молодежной сборной России. Также он работал в Ливане и Гвинее-Бисау.

    «Никому не известный Едешко оказался весьма современным, как бы сейчас сказали, “продвинутым” игроком. Начать с того, что 195 сантиметров для первого номера в то время было большой редкостью. Кроме роста, у него была значительная физическая сила, приобретенная, как говорили, в гандболе. Развивал он ее постоянно, любил силовые упражнения, занятия с гимнастическим мячом.

    Несмотря на последствия тяжелейшего перелома руки, перенесенного в юности, Иван обладал очень сильным броском. Бросок у него в целом был поставлен неплохо, хотя и “со стояка”, не в движении. У него также были хорошая скорость, хорошее видение площадки и хороший пас. Ваня обладал редчайшим для баскетболистов качеством — он не просто умел, он любил пасовать. И, наоборот, не только любил, но и умел.

    Хотел бы ошибаться, но, думаю, те три секунды славы в олимпийском финале 1972-го сыграли с Иваном злую шутку. Не то чтобы он остановился в развитии, но притормозил — совершенно точно. Он словно остался на всю жизнь в плену у своего знаменитого паса, ставшего доминантой в его жизни, вновь и вновь возвращаясь к переоценке и к воспоминаниям (в основном, конечно, приятным) того эпизода. Вероятно, он по-своему счастлив в этой иллюзии, хотя мне это и не до конца понятно — победа победой, но жить интереснее не прошлым, а настоящим и будущим».

    Сергей Белов

    Многие говорили, что Иван Иванович никогда больше не выдал бы такой пас. Когда-то его достали этим вопросом, причем в самой команде. Это рассказывал даже Владимир Гомельский. Тогда баскетболисты проверили свою догадку экспериментальным путем и поняли, что ошиблись — восемь из десяти.

    Иван Едешко консультировал создателей фильма, и он ему, кажется, понравился.

    «С первых кадров уже смонтированного материала я понял, что это будет бомба, что картина всколыхнет киношный мир. Тогда я и подумать не мог, что кто-то может воспринять этот фильм негативно. Когда же я увидел его полностью, то первая мысль, которая у меня возникла, была о тех участниках событий, которых с нами уже нет, о болельщиках, родственниках, родных и близких спортсменов, об их потомках, которые благодаря фильму смогут вновь пережить гордость за ту невероятную победу, за свою семью и за свою родину.

    Передать те наши эмоции вряд ли возможно. Тогда мы и сами не поняли, что сделали. Только спустя полгода, уже вернувшись в СССР, мы поняли, что совершили великое дело — всколыхнули весь мир, обыграв Америку».

    Актер Кузьма Сапрыкин

    22-летний Сапрыкин — мастер спорта по баскетболу и студент школы-студии МХАТ.

    Александр Белов, 1952-1978

    Александр был центровым игроком и вторым по эффективности после своего однофамильца в поединке: на его счету 8 очков и 8 подборов. Чемпион Европы, чемпион СССР, бронзовый призер Олимпийских игр 1976 года, бронзовый призер чемпионата мира — 1970. Александр Белов был включен в Зал славы ФИБА в день его открытия — 1 марта 2007 года.

    Имя баскетболиста Александра Белова создатели фильма менять не стали, а вот биография значительно изменилась. По фильму Белов уже играет с болезнью, причем диагностируют ее в Америке. Реальный Белов действительно ушел из жизни от саркомы сердца в 26 лет, но произошло это через шесть лет после Олимпиады в Мюнхене, а в 1972 году спортсмену только 21 год, он совершенно здоров, и в нем видят будущего великого центрового. Именно он, чуть было не похоронив советскую команду за минуту до конца игры, сделал золотой победный бросок.

    «Саша в 1972 году был гением баскетбола, молодым, очень перспективным, о нем можно было такое снять! Красивое что-то. Саша и так мало прожил. А здесь его уже в 1972 году делают смертельно больным. Это очень неприятно… Лично мне очень больно за все за это. Там показывают его личную жизнь, я была против, чтобы про него что-то выдумывали. На что мне ответили, что, мол, у него и до вас было много девушек, вы якобы не единственная. Мне, честно говоря, плакать хочется».

    Вдова Белова Александра Овчинникова

    Александра Овчинникова рассказала, что просила убрать хотя бы некоторые спорные моменты из сценария, но ей отказали: дескать, фильм получится плохой. «Теперь получился хороший фильм, я за них очень рада, но нам плакать хочется». Овчинникова приводит в пример работу над байопиком Льва Яшина, создатели которого предложили вдове спортсмена выбрать из 30 актеров и позволили отказаться от 17 сценариев. Саму Александру Павловну, по ее словам, просто поставили перед фактом: снимаем фильм. «Пусть студия “ТриТэ” снимет фильм о семье Михалкова, где его родные будут пить, будут смертельно больны, будут неадекватно себя вести, спать с кем угодно. Пусть снимут это про семью Михалкова и скажут, что это художественный вымысел».

    Негодование вдов Кондрашина и Белова вызвали моменты, где советская сборная ищет покупателей для черной икры в американском гетто, проигрывает дворовой команде темнокожих баскетболистов и отправляется в бар, чтобы напиться: «Саша был профессионалом, он не мог допустить такого накануне игры. И если уж он уже болел, то как он мог себе позволить играть в таких условиях?»

    «В этом фильме нет правды, кроме Мюнхена и трех секунд, благодаря которым наша сборная победила, — все остальное вымысел. Мне очень не нравится, как в фильме показан Саша Белов. Там он смертельно больной человек, который отдает свою жизнь за спорт, но на самом деле Саша был очень жизнелюбивым, он очень хотел жить в спорте.

    Даже моя дочь, которая знает Сашу только по моим рассказам, сказала мне после просмотра фильма: “Мама, но Саша же таким не был. Почему они его показали некрасивым и больным?” Он же в фильме все время какой-то грустный ходит, падает без сознания на площадке — таким не может быть играющий спортсмен. Я ведь сама играла в сборной, мы как на сборы приезжали, нас сразу же отправляли на диспансеризацию, к тренировкам и соревнованиям допускали только после обследования. А в фильме такого больного человека взяли и допустили к Олимпийским играм».

    А вот как запомнил Александра Белова его однофамилец и товарищ по игре.

    «Олимпийский финал в Мюнхене стал моментом истины для Белова. Ни на одном турнире после этого он так уже не играл. Вообще, после такой победы, особенно когда ты сыграл в ней решающую роль, крайне тяжело каждый день что-то заново доказывать, стремиться к каким-то новым вершинам. Возможно, Сашка и родился-то для одной-единственной, но самой великой, на века победы. Хотя потенциал у него был, я уверен, еще на три олимпийских триумфа.

    Так или иначе, подобная победа может вырастить у игрока крылья, а может остановить его в развитии. Боюсь, что с Сашкой произошло скорее второе. Мюнхенский триумф провел в его жизни какую-то черту, за которую он больше не переходил. Хотя впереди у него были еще феноменальный успех его команды в союзном чемпионате, победа на чемпионате мира, еще одна Олимпиада и еще один комплект олимпийских медалей, — все это было в пределах уже ранее освоенного им игрового пространства.

    Слава и всенародная любовь шли ему во вред. Он явно не смог пережить мюнхенскую победу. Слишком многое стало его отвлекать от спорта, что выразилось в “залетах” на таможне в 1973-м и 1977-м, после чего произошел окончательный сбой в его карьере. Мало кто знает, что и начиналась феерическая спортивная карьера Сашки не совсем гладко. В 1969-м, едва попав в сборную Союза, во время едва ли не первого же выезда за рубеж, в Штаты, он вместе с Болошевым вляпался в историю в супермаркете — “не сориентировался в незнакомой обстановке и случайно вышел из торгового зала с неоплаченным товаром”.

    Так звучала официальная версия, озвученная вовремя появившимся англоговорящим доктором нашей команды, который спасал спортсменов из полицейского участка. Историю замяли, оплатив товар и заручившись обещаниями полиции и администрации супермаркета не предавать ее огласке. Разумеется, следующей же ночью “Голос Америки” оповестил весь Союз о том, что самый талантливый молодой советский спортсмен был задержан после кражи в магазине.

    Талант Белова был столь очевиден, что эта история, которая стоила бы карьеры любому другому, сошла ему с рук. В том же году он в составе команды стал чемпионом Европы».

    Сергей Белов

    Актер Иван Колесников

    Сын актера Сергея Колесникова окончил Высшее театральное училище имени Щепкина. Еще в 1990-е годы снимался в «Ералаше», а теперь занят в театре Моссовета. Многим Колесников запомнился по роли Сергея Довлатова в фильме «Конец прекрасной эпохи».

    Александра Овчинникова, подруга Саши Белова

    Реальная жена Белова Александра Овчинникова действительно играла в сборной СССР, но женский баскетбол появился на Олимпиаде только в 1976 году в Монреале, так что советская баскетболистка не могла оказаться в Мюнхене как официальный член делегации.

    Слева направо сидят: Виталий Застухов, Александр Куликов, Зураб Саканделидзе, Модест Паулаускас, Сергей Белов, Прийт Томсон. Стоят: Валентин Сыч (руководитель делегации), Сергей Коваленко, Александр Гомельский (старший тренер), Владимир Андреев, Георгий Авсеенко (массажист), Александр Болошев, Анатолий Поливода, Геннадий Вольнов, Юрий Озеров (тренер)

    Промелькнули в кадре также Александр Болошев (актер Егор Климович) и Сергей Коваленко (актер Иван Орлов). Болошев играл за «Динамо», был вице-президентом БК «Химки». К сожалению, в 2010 году всего в 63 года умер от инсульта.

    Центровой Сергей Коваленко с ростом 215 сантиметров был самым высоким в команде. Он выступал за ГПИ (Тбилиси), «Строитель» (Киев), ЦСКА (Москва). Закончив играть, работал вторым тренером киевского СКА, затем ушел в строительную фирму, где прошел путь от охранника до заместителя директора, а потом открыл компанию по оптовой продаже стройматериалов. Последние годы жизни провел в Киеве. Ушел в 2004 году.

    «У него был неплохой “крюк” и неплохой средний бросок, но в целом ему были свойственны традиционные проблемы “больших” — умение играть только на подхвате, определенная медлительность. Атлетизмом, достаточным для эффективного силового противостояния с американцами в борьбе под щитом, он тоже не обладал».

    Сергей Белов

    Геннадию Вольнову на момент Олимпиады в Мюнхене было 33 года, и он играл огромную роль в раздевалке. Это один из самых титулованных игроков отечественного баскетбола, самый ценный спортсмен на нескольких чемпионатах. Вольнов окончил Московский филиал Смоленского института физкультуры, служил преподавателем и начальником кафедры физической подготовки и спорта Военной академии химической защиты имени маршала Советского Союза С.К. Тимошенко. Получил ученое звание доцента, затем — профессора. Полковник в отставке. Умер в 2008 году.

    «Самым опытным и титулованным игроком мюнхенского состава был Геннадий Вольнов — легенда советского баскетбола.

    Отодвинули от сборной Вольнова перед чемпионатом мира 1970 года. Накануне последней игры международного турнира в Таллине, незадолго до чемпионата, история годичной давности повторилась — Геннадий пришел в номер расстроенный: “Все, меня отцепляют”. Основным претендентом на его место в составе тогда считался молодой Михаил Коркия, ездивший со сборной на тренировочные сборы и турниры. Через некоторое время я увидел их обоих, как они сидят и пьют в ресторане на первом этаже гостиницы. Бросать старшего товарища в таком состоянии я не захотел и, хотя и не был особым любителем возлияний, тем более в течение сезона, всю ту ночь прокеросинил в номере вместе с Геннадием и присоединившимся к нам Яаком Липсо.

    Развязка наступила на следующее же утро. При погрузке в автобус Гомельский, уже как-то осведомленный о нашем загуле (никто нас в состоянии опьянения не видел, наши утренние остаточные явления в глаза в ту пору еще не бросались), устроил безобразный разбор полетов, орал и на Вольнова, и особенно на меня (“он решил, что он незаменимый, знает, что я его не отчислю”).

    Кончилось все тем, что Гена, чтобы как-то скрасить свой уход, на ближайшей тренировке “подвернул ногу” и, по официальной версии, из-за травмы покинул расположение сборной, а его место в составе занял Липсо. Неправым себя в той ситуации я не считаю, хотя формально и нарушил спортивный режим. Просто я не хотел бросать товарища в тяжелой жизненной ситуации и, как умел, по-мужски поддержал его».

    Сергей Белов

    Еще один олимпийский чемпион 1972 года Иван Дворный в 1980 году вернулся домой, в свою деревню (Ясная Поляна, Москаленский район, Омская область), занялся пчеловодством. Через какое-то время перебрался в Омск, устроился слесарем в локомотивное депо «Московка». В итоге отработал 14 лет в депо и еще 6 лет в пожарной части. Одновременно играл за омские команды «Шинник» и «Локомотив». В ноябре 2001 года по совету друга уехал на постоянное место жительства в Балтимор. Затем вернулся в Россию, жил в Омске. В феврале 2012 года был избран президентом Федерации баскетбола Омской области. Умер 22 сентября 2015 года на 64-м году жизни от рака легких.

    «Иван Дворный родился и начал играть в баскетбол в Омске. Прошел по моим стопам через “Уралмаш”, где и был присмотрен для ленинградского “Спартака” Кондрашиным. Селекцией Петрович занимался великолепно, особенно активно прочесывая Сибирь и вообще провинцию. Позднее последнее поколение больших советских игроков — Михайлов, Кисурин, Фетисов — также прошло через знаменитый кондрашинский спортинтернат.

    При росте 210 см и чисто “гандбольной” фигуре, достаточно зажатый, без броска, Дворный был классическим пятым номером. Его научили толкаться спиной под щитом и выполнять нехитрый “полукрюк”, что позволяло ему выходить в “Спартаке” на замену Сашке Белову, который, при всей своей феноменальной прыгучести, при росте 201 см был все-таки идеальным четвертым номером, а не центровым.

    Примерно такую же роль Иван исполнил и в Мюнхене. В старте он вышел, если я не ошибаюсь, в двух играх — в первой игре группового турнира против Сенегала и в последней — с Югославией. В остальных случаях выходил на замену, давая отдыхать А. Белову. В финальной игре на площадке не появлялся».

    Сергей Белов

    Форвард Анатолий Поливода, в 1973 году покинув из-за травмы игровую площадку, работал преподавателем в Киевском институте физкультуры на кафедре спортивных игр, в строительной фирме, возглавляемой Сергеем Коваленко. Сейчас он пенсионер, инвалид второй группы. Живет в Киеве.

    «В 1967-м после чемпионата мира он так же по 40 минут за матч отыграл за сборную Украины на Спартакиаде народов СССР, а затем в таком же режиме на осеннем чемпионате Европы. И только к финальному матчу этого турнира случилось “невероятное” — Толя сказал: “Ребята, я играть больше не могу”.

    Мало кто знает подлинную цену, какой Поливоде давался его успех. Дело в том, что с детства Толя был болен эпилепсией, и неимоверные нагрузки, перенесенные им в 19-20-летнем возрасте, скорее всего, дополнительно спровоцировали болезнь. После 1968-го он стал падать прямо на тренировках, мы научились помогать ему преодолевать приступы.

    Из-за заболевания Толя боялся летать на самолетах, там, где позволяла логистика, перемещался только поездом. Во время перелетов, которых не удавалось избежать (например, за океан), парень все время в воздухе проводил стоя! В Мексику он добирался на перекладных, летел почти сутки. В Мюнхен отправился заблаговременно на поезде.

    Постепенно болезнь стала идти на спад, и Поливода дотерпел до 1972 года. Конечно, включенный в состав олимпийской сборной, он был уже не тот, что 5 лет назад. На площадку он выходил в основном во второстепенных матчах, но все равно помог команде, как сумел. Сейчас, насколько мне известно, Анатолий достаточно спокойно, хотя и не без бытовых неурядиц, живет в родной Украине».

    Сергей Белов

    Сергей Гармаш сыграл председателя «Спорткомитета СССР» Сергея Павлова.

    Алексей Малашкин исполнил роль великого Александра Яковлевича Гомельского, которому 18 января 2018 года могло бы исполниться 90 лет.

    Наталия Курдюбова сыграла телекомментатора Нину Еремину (1933-2016). Нам показалось, что и голос, и интонации у актрисы получились очень похожими на те, что были у Ереминой в реальном матче. Нина Алексеевна была чемпионкой мира по баскетболу, а комментировать матчи начала в 1961 году, и всего на ее счету четыре Олимпиады. В 1960 году на чемпионате Европы Еремина решила исход матча в последний момент — за три секунды до конца игры с болгарской сборной забросила мяч, который принес советским спортсменам звание чемпионов.

    «Но в связи с накатившей волной советской ностальгии не помешает напомнить, что за ту победу чемпионы получили по 1000 дойчмарок, что тогда равнялось примерно 300 долларам. Чтобы заработать, баскетболисты, как и все остальные бывающие за границей спортсмены, вынуждены были заниматься контрабандой. Олимпийский чемпион 72 года Анатолий Поливода рассказывает: “На мебель или машину мы зарабатывали тем, что привозили товары из-за границы и продавали в СССР. Тогда у нас были популярны болоньевые плащи — 50, 60, 80 рублей. Таким образом я заработал себе на 21-ю “Волгу”, которая стоила 5500. Но я не был богатым спортсменом. Мне было стыдно продавать, и я старался отдать все посредникам. А за границу мы возили в основном фотоаппараты и черную икру”.

    Александр Белов, чей бросок на последней секунде принес СССР эту историческую победу в 1972-м, попался на границе при выезде на очередные соревнования с иконами. “Разгорелся скандал, появились даже статьи в центральной печати. Белов был лишен звания заслуженного мастера спорта, стипендии. Его вывели из национальной сборной и из состава “Спартака”. Скандал и отлучение от баскетбола нанесли сильнейший удар по спортсмену”, — пишут в Википедии. В возрасте 26 лет Александр Белов умер. Незадолго до происшествия на границе его задрафтовала команда НБА, но уехать в Штаты для советского спортсмена было утопией.

    Из двенадцати игроков той легендарной сборной СССР по баскетболу сегодня живы только пятеро. Из 12 американцев — 11».

    Генеральный директор Sports.ru Дмитрий Навоша

    Еще одна показательная цитата об уровне жизни советских баскетболистов взята из интервью Алжана Жармухамедова.

    — Цитируем: «Жармухамедов поначалу поражал девственной неосведомленностью в вопросах личной гигиены. “Стоящие в углу” носки — его случай».

    — Ну правильно, понаехала лимита… Я жил в комнате с Володькой Андреевым, жалоб от него не слышал. Это сегодня игроки скинули форму в раздевалке — наутро чистенькую надели. Мы же всё стирали сами. А носки… В Союзе купить их было трудно. Так после окончания турниров, сгорая от стыда, клянчили у американцев, итальянцев.

    — Вы серьезно?

    — Это кажется дикостью, но в те годы было в порядке вещей. Они выбрасывали носки, кроссовки, а мы подбирали — и долго еще в них играли. Позорище! А что делать? Например, в Ташкенте достать кроссовки 49-го размера было нереально. В магазинах отвечали: «Таких не бывает». И тренер заказал для меня на обувной фабрике штиблеты без каблука.

    — В них играли?

    — Да. Когда подошва стерлась, подкладывал картонку. А в Европе вместо того, чтоб готовиться к матчам, мы носились с высунутыми языками, втюхивая черную икру, объективы «Гелиос-44», матрешки. Ой, как противно вспоминать! Стыдно за себя и свою страну. Первая поездка за границу вообще вызвала у меня шок. Ладно бы с Болгарии стартовал — а тут Италия. По магазинам перемещался с открытым ртом. Когда с мамой поделился впечатлениями, она заплакала: «Сынок, я жизнь прожила — а что видела? Гражданская война, разруха, голод. Великая Отечественная, разруха, голод…»

    Интервью Алжана Жармухамедова «Спорт-Экспрессу»

    Смотрите также: Советский бодибилдинг: история запретного спорта

    Рубрики: кино • Россия • спорт

    Теги: баскетбол • Мюнхен • Олимпийские игры • прототип • спортсмены • СССР • экранизация


    Поделись с друзьями



    Рекомендуем посмотреть ещё:


    Закрыть ... [X]

    Требования и рекомендации к серверному помещению ЦОД, датацентры Как сделать сироп для пропитки из сахара

    Как сделать чтоб работал яндекс Как сделать чтоб работал яндекс Как сделать чтоб работал яндекс Как сделать чтоб работал яндекс Как сделать чтоб работал яндекс Как сделать чтоб работал яндекс Как сделать чтоб работал яндекс Как сделать чтоб работал яндекс

    ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ